В Комрате состоялись открытые слушания по сдаче в концессию территории на юге страны американской компании Frontiera Resources для разведки залежей нефти и газа. В мероприятии приняли участие министр окружающей среды Валерий Мунтяну, башкан Гагаузии Ирина Влах, депутаты Народного собрания, замминистры экономики и юстиции.
Перед началом мероприятия произошла небольшая заминка, связанная с выбором языка выступления министра. Он решил говорить на румынском языке, чтобы быть уверенным в правильности своей речи. При этом, ему был предоставлен переводчик. Некоторые в зале выразили недовольство выбором языка. Мунтяну согласился с этой претензией и в дальнейшем говорил на русском.
Свое выступление министр начал с исторического экскурса по исследованиям залежей нефти и газа, проводимых в 20-ом веке в Молдове. Кроме того, он напомнил, что подобный договор был подписан в 2007 году с компанией Valiexchimp, который был незаконным, так как не провели международный тендер. Этот договор, по словам Мунтяну, подписал и нынешний президент Молдовы Игорь Додон, на той момент занимавший пост министра экономики.
Гражданское общество и некоторые политики обвиняли правительство Молдовы в том, что решение о концессии было принято тайно. Мунтяну опроверг этот тезис, отметив, что еще в прошлом году все постановления были опубликованы на сайте правительства. Кроме того, условия договора были опубликованы и на ряде сайтов, в том числе и международных. Перед принятием решения совет пять раз заседал. Видео заседаний также находится в открытом доступе.
«Официально заявляю, что речь не идет о добыче сланцевого газа», — сказал Мунтяну.
Он продолжил, что концессионер будет проводить геологические разведки на территории от Унген до Бессарабки и до края юга Молдовы.
«Они будут проводить сейсмические исследования, таким образом, не будут эксплуатировать какие-либо земли. Сейсмические исследования позволяют без того, чтобы копать, узнать, что происходит в недрах земли», — сказал замминистра экономики Виталий Юрку.
По словам Валерия Мунтяну, на этапе исследований будут проведены работы по бурению двух-трех скважин. При этом, американской фирме придется выкупить этот участок земли у собственника.
Выслушав министра, сидящие в зале, в том числе и представители органов власти Гагаузии, начали активно задавать вопросы. Чаще всего упоминали закон об особом правовом статусе Гагаузии, который, по мнению местных политиков, был нарушен в связи с подписанием договора права на разведку месторождений нефти и газа на условиях концессии.
Об этом говорили экс-депутат Народного собрания Гагаузии Иван Бургуджи и заместитель председателя НСГ Александр Суходольский. Отвечая на эти обвинения, Мунтяну сказал, что базой для этих процедур является кодекс о недрах от 2009 года.
Общественный деятель Леонид Добров поинтересовался, кто еще участвовал в конкурсе на право разведки и разработки месторождений углеводородов.
«Она действующая компания, или как пишут некоторые СМИ давно недействующая и оказалась подставной?», — задал вопрос Добров.
Мунтян ответил, что та компания, которая участвовала в тендере, зарегистрирована в британских Виргинских островах, а в Великобритании была фирма с таким же названием, которая была удалена из базы данных.
«Нагло и бессовестно приняли решение за автономию. Допускаете георазведки, потом однозначно допустите без нас все остальные процессы, о которых наши коллеги говорят. Как юрист скажу, что наш закон об особом правовом статусе абсолютно не учитывается», — подчеркнула башкан Ирина Влах.
Глава автономии добавила, что не понимает, «почему компания, которая должна Грузии 30 млн. долларов, и Украине — большие деньги, выигрывает тендер».
Реакцией на это заявление послужила критика Мунтяну в адрес властей Гагаузии, которые утверждали, что все было сделано скрыто. Он отметил, что вся информация была опубликована в «Monitorul Oficial» на протяжении 2016 года.
Первого заместителя башкана Вадима Чебана волновало, почему правительство Молдовы подписало договор, в то время, когда мировые цены на нефть упали, а в самой энергетической сфере существует переизбыток энергоресурсов. По его мнению, 2016 год не был подходящим для подписания этого договора.
«Господин министр, я хотел бы получить, если эти данные публичные, критерии выбора концессионера и его соответствие следующим параметрам: опыт работы 20 лет в области разработок, не менее 15 лет технического опыта, какие инвестиции они осуществили (минимальные 50 млн. долларов), и в каких странах это происходило», — задал вопросы Чебан.
Помимо этого, замбашкана привел пример других стран, в которых концессионеры только за подписание контракта государством платят суммы от 10 млн. долларов. Чебан возмутился тем фактом, что этого пункта нет в молдавском контракте. На что Мунтяну ответил, что такие компенсации выплачиваются стране только в случае добычи, а не разведки углеводородов.
Источник: gagauzmedia
видеозапись: gagauzinfo