Николай Терзи: Почему мы так относимся к «языку матери»

Уроженец села Чишмикиой, доктор права, председатель Гагаузской общины Республики Молдова о роли гагаузского языка в устойчивости автономии.

«Прошла неделя после последнего заседания Народного Собрания Гагаузии. На этом заседании, после длительного обсуждения, 20 депутатов из числа присутствовавших на заседании 24-х (интересно, где были остальные?), проголосовали против объединения предметов «Гагаузский язык и литература» и «История, культура, традиции Гагаузского народа»

Идею и обоснование об объединении этих двух предметов отстаивал исполком Гагаузии, ссылаясь на сложности финансирования. Как показало обсуждение, данная идея была явно не продуманной.

Выступления некоторых депутатов были крайне эмоциональны. Подчеркивалось, что «язык и история гагаузского народа является фундаментом Гагаузской Автономии», а также, что «во главе Гагаузии стоят люди, которым нужно доказывать важность сохранения и развития гагаузского языка»

За прошедший период времени я получил десятки звонков от знакомых и незнакомых лиц, которые единогласно осуждали мысль об объединении этих двух предметов, а также высказывали разные идеи о расширении применения гагаузского языка.

Выскажу и я свое мнение об этих фундаментальных вопросах для каждого народа.

На любых форумах разного уровня, любой руководитель Гагаузской Автономии всегда подчеркивал и подчеркивает, что гагаузский народ сохранился благодаря своему языку и православной вере.

На протяжении многих веков гагаузский народ лелеял свой родной язык, в крайне неблагоприятных исторических условиях остался верен православной вере.

В итоге, в 90-е годы 20-го столетия, история дала гагаузскому народу редкий шанс – образовать свою государственность в составе Республики Молдова. Думаю, что это была награда за сплоченность всего народа.

Но как получилось, что среди  гагаузской национальной элиты и интеллигенции произошел раскол?

Как получилось, что гагаузский народ делегирует во власть своих представителей, которые подвергают сомнению необходимость развития родного языка?

Вдумайтесь, на румынском (молдавском) языке родной язык называется «лимба матернэ» — материнский язык в дословном переводе. Почему же мы так относимся к «языку матери»?!

Тем более, что в автономии имеется две профильные структуры: Управление образования и Научный центр, оба — с достаточно солидными, по численности, штатами. Мы научились проводить на зависть другим регионам массовые красочные мероприятия, а фундаментальные вопросы остаются на втором плане…

С болью услышал, что в автономии, с 1 сентября закрылись еще семь лицеев из-за недобора в лицейские классы!

Думается, что наряду с Законом «О расширении сферы применения гагаузского языка» от 2018 года, разработанным и принятым НСГ, напрашивается необходимость разработки и принятия исполкомом Гагаузии плана по его внедрению.

Этот план должен быть следующим шагом перевода начального образования на дуальное: гагаузско-русский и гагаузско-румынский, с постепенным переводом начальной школы на гагаузский язык обучения.

Кто-то скажет, что много языков?

Еще в 19 веке, в церковно-приходских школах, наряду с родным языком, изучались латинский, греческий и один европейский язык.

Если сейчас самим не принять меры – будет украинский вариант, все обучение будет на румынском. В плане по внедрению Закона «О расширении сферы применения гагаузского языка» значительное внимание должно быть уделено как подготовке кадров, так и разъяснительной работе с населением автономии о необходимости этих шагов.

Трудно будет?

Да, трудно. Но под угрозой – само существование Гагаузской Автономии!

В связи с этим уместно привести следующий пример. Уинстону Черчиллю, во время второй мировой войны, поступило предложение о сокращении расходов на культуру и образование. В ответ на это, великий государственный деятель ответил следующим образом: «Если расходы на эти вопросы сокращать, тогда в чем смысл сопротивления в этой войне?»

Вторым аспектом в укреплении базовых основ Гагаузской Автономии должно стать, неоднократно озвученное общественными организациями на разных уровнях, формирование Комратской или Чадыр-Лунгской епархии. Без прямой поддержки органов власти Гагаузии, этот вопрос общественным организациям решить не под силу.

Само собой, что третьим пилоном устойчивости Гагаузской Автономии является экономика, повышение благосостояния жителей региона.

Подведем итоги: развитая экономика, развитый гагаузский язык, со своим местом в жизни общества, и, всесторонне поддерживаемая светскими властями,  православная церковь – это и есть гарантия незыблемости Гагаузской Автономии и существования гагаузского народа!»

Источник: gagauznews.md