Тенденция последних лет показывает, что профессии, связанные с сельским хозяйством, уже не так актуальны среди молодёжи. Но по мнению жителя села Чишмикиой, агронома по профессии, его специальность «будет востребована во все времена». О своём профессиональном становлении, об особенностях этого почётного труда рассказал Георгий Николаевич Щербан.
Георгий Николаевич Щербан – человек с неиссякаемой энергией и невероятной трудоспособностью, ответственный, с чувством добросовестности, специалист – агроном, который постоянно работает над повышением своего профессионального уровня. Этой фразой мы хотели бы начать наш сюжет о нём, но, по всей вероятности, такое торжественное вступление нашему герою не понравится из-за его скромности.
Потому наш очерк мы начнём традиционно: с пути его профессионального становления. В семье Николая и Федоры Щербан, в которой рос Георгий, воспитывались ещё четверо детей.
«Родители всегда работали с землёй в колхозе, старшие сестры и братья – тоже», — вспоминает Георгий Николаевич.
Размышляя о том, что же всё-таки повлияло на выбор будущей профессии, наш герой оценивает его «спонтанным на тот момент, не осознанным до конца».
«В семье я – самый младший. Сёстры меня уговорили поехать учиться после окончания 8 классов. Выбор пал на Тираспольский сельхоз –техникум им. М.Фрунзе, где уже учились мой друг Константин Маджар и два моих соседа Пётр Дарадур и Михаил Дулоглу», — рассказывает Георгий Щербан.
Конечно, отправляясь поступать, Георгий представлял себе эту профессию в общих чертах. Но пожалеть о выбранном пути, по его словам, не пришлось ни в годы обучения, ни после окончания учебного заведения.
«Поступил в техникум в 1974 году, сдав успешно вступительные экзамены. А вот когда пришло время уезжать, то стало боязно, так как никуда до этого надолго не уезжал. Студенческие годы прошли быстро, с большой пользой. Приобрёл багаж не только теоретических, но и практических знаний. Каждый год осенью по 2,5 месяца у нас были сельхозработы, а весной, после учёбы, с 14 часов до вечера были практические занятия по закреплению теоретического материала», — вспоминает Георгий Николаевич.
Многим было сложно, но ему, сельскому парню, в этом плане было легче: к физическому труду был приучен с детства. Проучившись 4 года, Георгий заканчивает с отличием техникум. Георгий Щербан вспоминает свои первые шаги в профессию и считает, что началом его карьеры стала именно студенческая практика, которую он прошёл в районной станции защиты растений в городе Кагул.
«В течении 6 месяцев пришлось объездить все хозяйства Кагульского района по обследованию, выявлению вредителей и болезней сельхозкультур. Результаты отправлялись в хозяйства для принятия своевременных мер по борьбе с вредителями. И я понимал, что если я где-то вдруг ошибусь и сделаю неправильный расчёт или не выявлю вовремя определённую болезнь, то от моей ошибки будет зависеть качество и количество урожая и это нанесёт серьёзный урон хозяйству. Поэтому я постоянно консультировался со старшими наставниками, которые учили меня тем тонкостям, которых нет в учебниках. У них было чему учиться и по профессии, и по отношению к делу», — рассказывает герой нашего очерка.
Свой профессиональный путь Георгий Щербан начинает в родном селе. Затем, отслужив в рядах Советской Армии 2 года, опять возвращается в Чишмикиой и продолжает свою деятельность в качестве агронома отделения по виноградарству. А с 1985 года работал в совхозе Придунайский.
«В те годы в совхозе «Придунайский» работали много наших односельчан, границ никаких не было. Добирался часто пешком за 15-20 минут», — делится Щербан.
Особую гордость наш герой испытывает за то, что ему довелось сотрудничать с сильнейшей командой специалистов, одним из которых является Константин Маджар, тоже чишмикиоец.
«Благодаря хорошим знаниям, стопроцентной отдаче, энтузиазму и слаженной работе хозяйство стало одним из ведущих хозяйств-миллионеров в Украине», — подчёркивает герой очерка.
«Работа агронома, на самом деле, тяжёлая,- признаётся Георгий Николаевич. И связано это, прежде всего, с ритмом жизни по которому ты живёшь (рано вставать, поздно ложиться). Себя приходится программировать. Здесь нельзя отойти в сторону и сказать: «Я устал», потому что земля нуждается в постоянной заботе для того, чтобы людям было что есть. Ты живёшь в постоянном тонусе и понимаешь, что труд твой важен», — признаётся Георгий Щербан.
По мнению героя нашего сюжета, профессий, которые требовали бы такого диапазона мышления в плане свободы, таких знаний как в агрономии, не так уж много. Поэтому людям его профессии нужны определённые качества.
«В первую очередь, это трудолюбие. Нужно быть ответственным в своём деле, потому что природа не прощает ошибок. Вы спросите, почему? Допустим, специалист недобросовестно обследовал поля и будь то саранча, американская белая бабочка, за несколько часов или за ночь на все 100% уничтожили посевы — в один миг можно лишиться урожая, хлеба на весь год.Очень важно быть наблюдательным и внимательным. И, конечно же, нужно быть физически выносливым», — отмечает агроном Щербан.
Георгий Николаевич подчёркивает очень важный момент в своей профессии – это природный фактор, который человек не в силах изменить.
«Профессия агронома очень трудоёмкая и зачастую всё может измениться в считанные минуты. Я говорю о том, что многое зависит и от погодных условий: засуха, град, крепкие морозы, наводнения. Если в недалёком прошлом были противоградовые установки и своевременно удаляли тучи, то в последнее время град в Чишмикиое наносит колоссальный ущерб селхозугодьям», — утверждает Георгий Щербан.
Но он уверен, что ни при каких обстоятельствах нельзя «опускать руки». Важно принять правильное решение и продолжать работу дальше.
По словам героя сюжета, профессия его интересна своей многогранностью. И одной из граней является – работа с людьми: планирование и организация труда людей, которые растят урожай.
«В полеводстве важно создать благоприятную атмосферу в общении с трактористами, комбайнёрами. А в виноградарстве, в самой трудоёмкой отрасли сельского хозяйства всё зависит от рядового работника. Начиная с обрезки винограда, сухой и зелёной подвязки, обломки, пасынкования, чеканки, регулирования и уборки урожая — все эти работы выполняют люди. И для того, чтобы работа была сделана качественно и в срок, надо обучить этих людей, контролировать работы. Но самое главное – это заинтересовать их своим уважением и доверием к ним. Самоорганизованность и коммуникабельность, на мой взгляд, это то, что обеспечивает успех в работе с людьми», — твёрдо убеждён Георгий Николаевич.
Георгий Щербан – человек, преданный своему делу. Но сегодня он огорчён нежеланием молодых людей идти в сельское хозяйство.
«Сегодня редко кто из молодых людей выбирает профессию агронома. Видимо, работать в поле и в мороз, и в жару желающих мало. Но я — оптимист и знаю, чтобы не происходило, кушать люди будут всегда, поэтому специалисты сельского хозяйства также будут востребованы всегда. Для этого очень важно, чтобы государство уделяло больше внимания сельскому хозяйству. Нужны инвестиции в него, создание условий для открытия мини-заводов для реализации готовой продукции, внедрение проектов для поднятия престижа работника сельского хозяйства», — предлагает агроном.
Сам Георгий Николаевич признаётся, что в его жизни всё переплелось: профессия, интересы, хобби.
«Мои знания и опыт позволяют мне заниматься любимым делом и дома. Работа в саду и огороде – моё любимое занятие. Выращиваю различные новые сорта винограда. В хозяйстве растёт клубника, малина, смородина, ежевика, лесной орех, киви и многочисленные экзотические растения: испанский дрок, древовидный пион, жимолость, юкка, драцена, форсайтия, шёлковая акация», — делится герой очерка.
А в завершении нашей беседы, мы попросили Георгия Николаевича назвать то, что, по его мнению, нужно человеку, чтобы справиться с любыми сложностями.
«Сложности есть всегда: будь то профессия, будь то жизнь. Самое сложное – необходимость постоянно брать на себя ответственность за те или иные решения . Опыту нельзя научиться — опыт нужно «пройти» и приобретать в каждодневном труде. Чем больше принятых решений — тем больше накопленного опыта», — убеждён Георгий Николаевич Щербан.